Мирoвaя прeмьeрa бaлeтa «Буря» пo oднoимeннoй пьeсe Уильямa Шeкспирa сoстoялaсь нa Нoвoй сцeнe Бoльшoгo тeaтрa и стaлa финaльным aккoрдoм зaвeршaющeгoся тeaтрaльнoгo сeзoнa. Этo трeтья пoстaнoвкa xoрeoгрaфa Вячeслaвa Сaмoдурoвa в ГAБТ — и oпять бoльшoй успex. Билeты нa прeмьeрныe пoкaзы зaкoнчились eщe нaкaнунe, у пeрeкупщикoв oни нaчинaются oт 30 тыс., нo и тe в дeфицитe. Пoчeму бaлeтнaя «Буря» в Бoльшoм — oднa с лучшиx пoстaнoвoк в сeзoнe, — в мaтeриaлe «Извeстий».
Мглoю нeбo крoeт
Oвaций в 13 минут удoстoились aртисты Бoльшoгo тeaтрa. Вeчeрoм 4 июля oни выxoдили нe нa oдин, и нe нa вдвоём поклона. Новая интерпретация — премьерная нет слов всех смыслах: до этого в России балеты в соответствии с «Буре» не ставили. Премьерные показы новой постановки проходят с 4 сообразно 7 июля при полном аншлаге. К вечеру четверга, рано или поздно состоялся первый показ, на официальном сайте ГАБТ дать на лапу билет уже не представлялось возможным нате все предстоящие дни. Закончились они и у перекупщиков — самые настойчивые посетители могут найти лишь парочку мест нате обочине партера, цены начинаются ото 30 тыс. рублей.
«Бурю» называют завещанием Шекспира. Около всей загадочности и сложности в адаптации (неудачных попыток в большинстве случаев, чем достойных) она остается одним с самых популярных произведений в мировом театре. В России «Бурь» насчитывается с десяток, да в классической драматической форме. Первая прогремела покамест в 1821 году в Александринском театре, самые а известные постановки были в Театре в Малой Бронной (роль Просперо стала одной с последних для Льва Дурова), Театре имени Комиссаржевской и Et Cetera. В Большом театре «Бурю» давали чуть не 200 лет назад: премьера первой постановки, которая включала в себя сладкопевный пролог из произведений Луиджи Керубини и Даниэля Штейбельта в аранжировке Катерино Кавоса, состоялась на этом месте в 1827 году.
Фото: пресс-работа Большого театра России/Елена Фетисова
Горячка по поводу новой постановки закономерен: по-над «Бурей» работал сильнейший театральный тендем. Трехкратного обладателя премии «Золотая маска» Вячеслава Самодурова не возбраняется назвать одним из самых успешных современных российских хореографов. «Буря» — его незаинтересованный опыт в Большом театре. В 2016 году возлюбленный выпустил здесь «Ундину», а в 2022-м «выстрелила» его одноактовая «Танцемания». С инициативой приложить «Бурю» Самодуров выступил лично: задним числом балета «Ромео и Джульетта» в Екатеринбургском театре в 2017 году балетмейстер снова захотел вернуться в мир Шекспира. «Буря», в области его словам, обладает нужной пропорцией метафизики и быта, трагедии и комедии.
Испанские страшный: «Дон Кихот» Мариинки сорвал овации в Большом
Через 26 лет балетная труппа главного театра Санкт-Петербурга приехала с гастролями в Москву
Соавтором Самодурова стал автор Юрий Красавин. Для него «Буря» — сделано третья мировая премьера в текущем театральном сезоне, притом две состоялись в Большом. В декабре 2023-го на этом месте вышла «Пиковая дама» Юрия Посохова, «Буря» — вторая.
Симфоджаз Красавина — одна из главных удач балета Самодурова. По части признанию композитора, над балетной партитурой «Бури» возлюбленный работал около года, порой ожесточенно споря с постановщиком. Для того Красавина ведущая тема в «Буре» — романтическая, на балетного интеллектуала Самодурова — первостепенный посыл, как будто человек — это мера всего. Центральный подчинился второму, а сентиментальное проиграло внутреннему конфликту Просперо, столкновению цивилизации и природы.
Искусство Большого в должок: почему ГАБТ повысил цены в билеты
На самые дешевые места сию минуту нельзя попасть меньше чем по (по грибы) 1000 рублей
Остров на Новой сцене ГАБТ — сие проекция сознания Просперо. Но совершенно же либретто к «Буре» (лучше в дальнейшем знакомства с оригиналом) к прочтению обязательно, тем сильнее что хореограф написал его самовольно. Сценография в постановке минималистическая, декораций приближенно нет. За их созданием имеет смысл Алексей Кондратьев — драматический художник, преподававший в школе-студии МХАТ. В Большом театре возлюбленный дебютировал в 2022-м в качестве художника-сценографа «Танцемании».
Фотка: пресс-служба Большого театра России/Ленок Фетисова
Волшебный остров, созданный Кондратьевым к «Буре», лишен отсылок к природным реалиям. Вдохновляясь работами Ивана Айвазовского и Джексона Поллока, богомаз заполнил пространство сцены металлическими серыми волнами и такими а серыми абстрактными панелями с иллюминаторами, напоминающими глазищи — на острове Просперо спрятаться невмоготу. Ад пуст, все бесы в этом месте!
Очевидно, что после этого триумфа помощь Самодурова с ГАБТ продолжится, хотя не спросясь хореограф пока о конкретных планах маловыгодный говорит. На ближайший год симпатия свой график работы сформировал, однако есть ли там постановки в главном театре страны, до этого (времени неизвестно.