Глaвный вoпрoс, кoтoрым зaдaeтся в свoeй книгe мaгистр рeлигиoвeдeния СПбГУ Никитa Oбрaзцoв, — «Пoчeму наша сестра тaк мaлo знaeм o рeлигии?» Oтчaсти oтвeт нa нeгo связaн с вoзрaстaющeй сeкуляризaциeй чeлoвeчeскoй жизни, кoгдa иррaциoнaльнaя вeрa и старый и малый бoльшe зaмeняeтся рaциoнaльным знaниeм. Oднaкo aвтoр книги нe тoрoпиться списывaть рeлигию сo счeтoв, нaстaивaя нa живучeсти этoгo oбщeствeннoгo институтa, кoтoрый присутствие всём жeлaнии нeвoзмoжнo искoрeнить дaжe в сaмыx атеистических государственных системах: «Религия (…) затрагивает так глубокие струны человеческой души, выполняет столько краеугольных функций в обществе, кое-что без нее просто не обойтись». Аристарх Лидия Маслова представляет книгу недели, намеренно для «Известий».
Никита Образцов
«Религии решетка: как разгадать сакральную сторону человечества»
Столица : Эксмо, 2024. — 208 с.
В доказательство того, по какой причине религия не менее, а в каких-в таком случае отношениях и более влиятельна, чем доктрина, Образцов приводит изречение Галилео Галилея, позволяющее сместить кажущееся противоречие между наукой и религией, помирить. Ant. поссорить их и разграничить компетенции: «Религия учит нас тому, в качестве кого взойти на небо, а не тому, равно как небо вращается». Наука, в отличие через религии, бессильна в том, что касается этических вопросов, и уже тем более не способна заехать человеку утешение перед лицом неминуемой смерти. Эту функцию религии Образцов называет компенсаторной, пусть бы, пожалуй, несколько преувеличивает успокоительный коэффициент полезного действия от религии, когда пишет, что-что она не просто помогает покориться со смертностью, но и «закрыть настоящий невероятно болезненный для большинства с нас вопрос раз и навсегда».
Окаянный вопрос и сомнения в том, куда твоя милость попадешь после смерти, всё в одинаковой мере никуда не деваются, даже на случай если они до поры до времени вытеснены по-серьезному в подсознание по принципу, который описывает к тому же довольно молодой автор книги: «Приняв религиозную картину таблица, можно «выдохнуть» и забыть о том, зачем через несколько десятков лет предстоит умирать».
Фотка: РИА Новости/Константин Михальчевский
Рассуждая об утешительном воздействии религии, Образцов, безусловно, припоминает и знаменитые образные выражения Карла Маркса, считавшего, по какой причине религия — «сердце бессердечного мира» и «вздох угнетенной твари». Тогда к месту приходится и броская цитата изо атеиста Жана-Поля Сартра: «У человека в душе болото размером с Бога, и каждый заполняет ее во вкусе может». Среди важных социальных функций религии упоминается и регулятивная — поддержание нравственности и моральных норм, фантастически похожих в самых разных религиях. Таким образом, соответственно мнению автора книги, религия в первую кортеж выступает «как клей, соединяющий людей и целые группы», же при определенных обстоятельствах может, в обратном порядке, «разъединять, сеять раздор и хаос, а до этого часа — цементировать устоявшиеся порядки, укреплять расхождение и препятствовать развитию институтов демократии».
Фотоснимок: ТАСС/Марина Круглякова
Будучи собственными глазами (видеть) искренне увлечен исследуемой темой, религиовед Образцов рядом этом почему-то не через меру верит в то, что и читатель ею заинтересуется кроме специальных писательских ухищрений или безо острой необходимости сдать какой-нибудь перерасчет или написать курсовую. Часто в книге не запрещается встретить приемы, которыми лектор-культурник пытается развлечь клюющих носом студентов: «Чтобы избежать мгновенного перехода читателя в категория Морфея, я модифицировал стандартную структуру научно-популярной книги. Сложные термины и теории будут вплетаться в история и раскрываться через понятные и интересные на брата примеры». Поэтому в «Религиях мира» иногда возникают несколько анекдотические вымышленные персонажи, которые, ни дать ни взять кажется автору, помогают сделать его побасенка более непринужденным: «Представим, ваш шабер Сергей Петрович пришел к вам посерединке ночи и с ошалелыми глазами поведал, чего только что видел инопланетян». Сие эпизод из главы, где предложение идет об индивидуальном и иррациональном духовном опыте наподобие главном источнике религии: «Наш с вами анахронический друг Сергей Петрович абсолютно даю голову на отсечение в том, что видел инопланетян, и дьявол никому ничего не собирается конструктивно доказывать. Его опыт первичен, и а именно он станет (или не хватит (за глаза)!) источником новой религии».
Праздник Петра и Павла: важные приметы, ась? категорически нельзя делать
Ежегодно православные христиане отмечают Петров воскресенье 12 июля
С самого начала Образцов предупреждает, что-то его книга не учебник в соответствии с религиоведению, поэтому к освещению сути важнейших мировых религий спирт подошел выборочно, остановившись на христианстве, исламе и конфуцианстве: «За бортом» остались иудаизм, парсизм, синто, даосизм. Рассмотрением всего, по какой причине не попало в книгу, можно обучаться целое тысячелетие. Я решил выстраивать ее без- как учебник по «религиям мира», а точь в точь последовательный и концептуальный разговор о том, (то) есть религия воспринимается сегодня и почему наш брат вообще пришли к такому состоянию. Благодаря чего я включил в книгу обзор тех традиций, которые самолично мне кажутся наиболее репрезентативными. Только и можно называть это черри-пикингом, а только и остается избирательностью и желанием сделать книгу максимально интересной».