24 дeкaбря сoстoится цифрoвaя прeмьeрa фильмa «Бoльшoй. Сeзoн», рeжиссeр и сцeнaрист кoтoрoгo Aнaстaсия Пoпoвa рaнee ничeгo o тeaтрaльнoм искусствe нe снимaлa. Извeстнoсть eй и ee кoмaндe (сoaвтoр сцeнaрия — Мaринa Бaндилeнкo, oпeрaтoр — Aлeксaндр Кипeр) принeслa дoкумeнтaлкa «Бaйкaл. Удивитeльныe приключeния Юмы». Кaртинa вышлa в 2021-м, зaвoeвaлa «Зoлoтoгo oрлa» в кaтeгoрии «Лучший нeигрoвoй фильм», пoлучилa xoрoшиe мeстa в бoкс-oфисax, a гoд погодя пoявилaсь ужe в пoвтoрнoм прoкaтe.
Юмa — этo дeтeныш бaйкaльскoй нeрпы. Пeрeд зритeлями прoxoдит ee пoлнaя нeвзгoд и опасностей пир (жизненный) от рождения до летней миграции бери Ушканьи острова — по достижению их нерпы считаются взрослыми. Окромя документально-игровой линии в фильме унич еще две. Научно-популярная с до слез снятыми красотами Байкала, в том числе подводными, повествует об уникальной природной стихии. И этно-мифологическая, идеже старик-бурят рассказывает внуку об истории священного моря и о фолиант, как много требует оно через зверей и людей, если те воистину хотят жить с ним в согласии.
К чему сия преамбула? К тому, что фильм «Большой. Сезон» сделан аккуратно по тем же драматургическим лекалам. Кроме каких-либо отступлений и поправок в место действия.
Был великий славянский бренд Байкал — стал не поменьше великий Большой театр.
Был календарный циклушка рождения и взросления — стал театральный время в тех же временных рамках: с старта осенью до завершения в летнее время.
Был научно-популярный фильм о красотах озера — стал того а рода экскурс в оба здания Большого театра и в первую караван святая святых, на Историческую сцену.
Пожилого бурята с ритуальными мифами заместили руководящие лица ГАБТа, никак не менее доходчиво объясняющие, почему настоящий театр под стать природной стихии и в честь какого праздника, чтобы слиться с ним, требуется включенность сверху 24, а то и 48 часов в день.
Наконец, вишенка на торте — своя Юма. Далеко не одна, а две, по числу трупп: балетная чернавка Марго и оперный юноша Андрей. Преодолев угрозы и опасности в виде собственной лени и нерадивости, сомнений и неудач, они, наверно, достигнут своих Ушканьих островов.
Якобы байкальскую Юму опекают взрослые особи, в такой степени и молодых героев фильма о Большом наставляют, журят, оберегают взрослые товарищи. Упорным трудом и самоотверженностью они сейчас заслужили право стать неотъемлемой немного Бай… простите, Большого. Их истории должны прививать танцовщицу и певца.
Скажу сразу: бери полноценные сюжеты о двух Юмах авторов маловыгодный хватило. Рассказ о Марго выглядит очень подробнее и ярче повествования об Андрее, каковой к тому же не участвует в постановке «Мазепы», центральном сюжете оперного раздела. Однако, вся балетная часть картины прописана и сделана в разы выгодно отличается. В истории Марго даже есть суперперсонаж — худрук балетной труппы Большого театра, род строгой, но справедливой мамы-нерпы.
Бедную Марго спирт гоняет в хвост и в гриву, и девушка, должно полагать, танцует всё лучше и полегче. В точности об этом судить не велено: развернутых фрагментов, демонстрирующих ее шаг вперед, мы не видим. По сравнению с байкальской Юмой, идеже взросление показано в деталях, — явная червоточина. Зато Махарбек Вазиев и Маргарита Шрайнер (страсть убедительны в ролях строгого наставника и робкой ученицы, с видимым удовольствием отрабатывая постановочные эпизоды. Однако от «Верю!» я бы воздержалась. Алкмена к моменту съемок возраст Юмы издревле превзошла — уже лет девять танцует в Большом и до основ сложилась как артистка.
Лучшая рацион фильма «Большой. Сезон» — научно-популярная, та, подобно как про красоты. Собственно, как и в фильме оборона Байкал. Если оператор умеет увольнять, ему без разницы, что срывать. Одинаково красиво он сделает волны держи озере и вилис на кладбище, раздолье ледяного пространства и завораживающую темноту пустого зрительного зала.
Порадовал равным образом раздел «Старшие товарищи» с участием Владислава Лантратова и Дениса Савина, идеже опять-таки отлично снят самцовый дуэт из «Нуреева» и соло Леонта изо «Зимней сказки». А главное — здесь торжествует беспристрастность: показано, как Вазиев объявляет Савина премьером. «Все роли, которые симпатия танцует, становятся главными. Не могу значительнее на это смотреть», — сказал симпатия. Тут-то фильм съезжает с байкальских лекал: в природе делается всего-навсего то, что природой запланировано. В балете, положительно, премьером может стать человек, каковой по природным данным ни минуты никак не принц и не герой.
Судя после отдельным сюжетикам, пристегнутым к основным линиям, материала было снято более чем достаточно, и в задуманную концепцию он уместился на край света не весь. Вот прима, названная Вазиевым лучшей классической балериной таблица, говорит, что в Большом театре возлюбленная не служит, как принято беседовать, а тяжело, на износ работает. Вишь музрук и приглашенный из драмы порнограф вступают в непостановочную полемику о том, как считать в «Мазепе» определяющим — волю композитора река чтобы зрителю интересно было. Любопытные, конечно творческие, неразвернувшиеся заделы, которых скромно жаль.
Но что сейчас творить (чинить) суд о том, кабы да абы. Главная предмет внимания нового фильма о Большом не в нем, а в нынешней ситуации. С-за нее он устарел до до выхода на экраны. Перо в «Большом. Сезон» идет о постпандемийном сезоне 2021–2022 годов. Немедля на носу 2023-й. Другая территория, другой театр. И проблемы совсем иные.
Вручили 19 декабря «Хрустальную Турандот» из-за честь, достоинство и вклад в искусство гендиректору Большого театра Владимиру Урину. Что-то около и сказали, поздравляя: «Великому директору великого театра». Самое час(ы) снимать фильм о великих задачах, которые ему и театру пока что предстоят. И это уже не возмещение солиста с положительным ПЦР, а трудоемкое импортозамещение. В фильме изо четырех упомянутых премьер две — зарубежных авторов. В (данное они стоят в афише, а как закончится право? До февраля театр во многом ориентировался сверху международную интеграцию, сейчас ему предстоит поднимать отечественные нивы. Для очередного фильма — мотив самоигральная и точно не требующая привязки к брендовым концептам.
Писатель — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, вычитчик отдела культуры газеты «Известия»
Читайте как и
Реклама