Oдин изо сaмыx нeoбычныx фaктoв в биoгрaфии Миxaилa Гoрбaчeвa — учaстиe в зaписи aльбoмa «Пeтя и вoлк», пoлучившeгo в 2003 гoду прeмию «Грэмми». Присутствие всeй нeсoмнeннoй пиaр-сoстaвляющeй рeлиз стaл нe прoстo oчeрeднoй интeрпрeтaциeй клaссичeскoгo дeтскoгo сoчинeния Сeргeя Прoкoфьeвa, нo симвoлoм эпoxи. Сурoвый финaл скaзки был зaмeнeн нa экoлoгичный xэппи-энд, рoссийским oркeстрoм упрaвлял aмeрикaнский дирижeр япoнскoгo прoисxoждeния, a кoмпaнию экс-прeзидeнту Союз Советских Социалистических Республик сoстaвили Билл Клинтoн и Сoфи Лорен. Провожая Михаила Сергеевича в концевой путь, «Известия» вспоминают проект, некоторый из нашего времени выглядит вдвойне экой.
Всё кончится хорошо
«Дорогие ребята! Ваш брат, конечно, знаете, что музыку придумали безграмотный в этом году. И не в прошлом. Музычка существует уже много-много столетий. И неизменно музыка собирала вокруг себя людей, притом не только для песен и танцев. Рибоп увлекает людей в свой иногда благодушный, а иногда суровый фантастический мир. Наречие музыки понятен всем. В этом ее таинственная дикий. Я прошу маленьких ребят не пугаться — любое кончится хорошо».
Этими словами, произнесенными с мягкой интонацией мудрого дедушки, Мишака Горбачев предваряет звучание «Пети и волка».
Интродукция президента
Здание детского музыкального театра имени Н. И. Сац
Карточка: Global Look Press/Ministry of Culture Russia
«Он малограмотный был злобным — типично южнорусский человек»
Политики и эксперты — о первом и последнем президенте Советское государство Михаиле Горбачеве
Музыкальная сказка «Петя и волк» была написана Прокофьевым в 1936 году по части инициативе Наталии Сац, основательницы Центрального детского театра (ныне — РАМТ). Смысл первой советской женщины-режиссера была проста: представить детей с симфоническим оркестром в увлекательной форме сказки. Прокофьев выполнил запрещение с блеском: он сам придумал сюжетик (его излагает рассказчик), иллюстрируемый оркестровыми эпизодами. На нос герою — пионеру Пете, его дедушке, утке, волку, птичке, охотникам — в партитуре соответствует тембр определенного инструмента. И, что и) говорить, они наделены выразительными темами.
Узел впервые было исполнено 2 мая 1936-го, истечении (года) чего началось его триумфальное прохождение по всему миру. Достаточно промолвить, что первая анимационная версия была создана Уолтом Диснеем в 1946-м, кроме до того, как появился примитивный советский мультфильм. И, конечно, многие годы «Петя и волк» маловыгодный сходил со сцены Детского музыкального театра им. Наталии Сац. В нежели феномен популярности в общем-то прикладного произведения?
— Об этом сочинении без памяти сложно говорить, потому что нате фоне всех феноменов русского искусства XX века сие очень странная история. Казалось бы, ничего (не значить), прикладная вещь, простенькая сказка стала по мнению-настоящему культовой, хотя не задумывалась шедевром. Да такое бывает в истории, когда сочинения «по случаю», созданные гениальными людьми, внезапно оказывались великими. А в данном случае встретились дружно два гения: Сергей Сергеевич и Таша Ильинична, — размышляет худрук Театра им. Н.И.Сац, лауреат «Золотой маски» Егор Исаакян в беседе с «Известиями».
Вступление президента
Эстетический руководитель Московского государственного детского музыкального театра Родная Сац беседует с детьми после спектакля
Фотоотпечаток: ТАСС/Александр Сенцов
Показательно и численность различных версий «Пети и волка» — сие тоже свидетельство, что произведение из чего можно заключить любимым во всем мире.
Пыхтеть темно: 63-е вручение «Грэмми» обошлось не принимая во внимание сюрпризов
Главную музыкальную награду Северной Америки пытаются очистить после скандалов
— Существует масса переделок. Глотать переводы на практически все языки. Уминать театральные, мультипликационные, киноверсии. А в Театре возьми Елисейских полях я видел джазовую версию «Пети и волка»: музыканты играли пьеса Прокофьева, расширяя его импровизациями и показывая неодинаковые дополнительные возможности инструментов, — поделился постановщик.
Петя и звезды
В разные годы партию рассказчика исполняли самочки Наталия Сац (ее голос пишущий эти строки слышим на хрестоматийной пластинке 1970 годы, где оркестром дирижирует Евгений Светланов), Ленинград Устинов, Жерар Филип, Роми Шнайдер и хотя (бы) Шэрон Стоун, хотя, казалось бы, герой звезды «Основного инстинкта» не баснословно подходит к детской сказке. Однако кинокумиров сие не смущало.
Альбом 2003 возраст, в записи которого поучаствовал Горбачев, ровно раз и оказался одной из длинной череды подобных звездных интерпретаций произведения Прокофьева. И в так же время — особенной, символичной.
По-прежнему всего, дикторов с громкими именами тут. Ant. там не один, а сразу трое. Майк Сергеевич без всякого музыкального сопровождения читает Начало (текст приведен выше), Интермеццо и Заключение — в оригинальной версии произведения их далеко не было. Рассказчиком в самой сказке выступает Софи Лорен, говорящая сообразно-английски, и это явная дань сложившейся «голливудской» устои, но в то же время ее неюный добрый голос вызывает в памяти и исходную версию Наталии Сац. Да ну? а в «сиквеле» мы слышим голос Билла Клинтона, бери тот момент уже экс-президента США.