Krittiya Changboon / Shutterstock.com
При прoдaжe глaзирoвaннoй мoрoжeнoй рыбы врaзвeс мaгaзин дoлжeн тaк взвeсить эту рыбу, чтoбы пoтрeбитeль тoчнo знaл, скoлькo в тoвaрe, сoбствeннo, рыбы, a скoлькo – лeдянoй глaзури. Вeдь в прoтивнoм случae пoкупaтeль приoбрeтaeт пo цeнe рыбы нe тoлькo сaму рыбу, нo и глaзурь. Нa этo укaзaл Вeрxoвный Суд Рoссийскoй Федерации, рассматривая жалобу по делу об оспаривании предписания Роспотребнадзора (определение ВС РФ от 31 января 2018 г. № 309-КГ17-21752).
Проверяющие этого ведомства обнаружили нарушения при реализации мороженой рыбы: пакет с мороженой навагой весом 1200 г. без глазури и 1264 г. с глазурью, на кассе был «пробит» по весу 1264 г. По итогам проверки магазину выдали предписание: «цену замороженной рыбы, у которой на упаковке указан вес рыбы с глазурью (масса нетто) и вес рыбы без глазури (масса нетто без глазури), определять для продажи потребителям по весу рыбы без глазури (массе нетто без глазури)».
Правовое обоснование было следующим: цена на ценнике была указана не за упаковку, а за килограмм рыбы. Значит, товар является развесным. А стало быть, применяется п. 36 Правил продажи отдельных видов товаров: цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.
Однако магазин обжаловал предписание в суде. По его мнению, указанный п. 36 Правил применяться в данном случае не должен, потому что:
- рыба замороженная глазированная (в данном конкретном случае) не является продукцией, продаваемой на развес,
- потребителю продается не «рыба», а специальный продукт – «рыба мороженная глазированная», где глазурь обеспечивает сохранность продукции в течение срока годности, получается в результате технологического процесса переработки и имеет определенную стоимость,
- сама глазурь является не упаковкой, а составной частью продукции, количество которой регулируется нормативными актами в области по стандартизации.
Однако суды не согласились с аргументами магазина. Предписание было признано законным, при этом суды дополнительно сослались на следующие положения законодательства:
- согласно Дополнению № 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01, маркировка мороженой глазированной рыбной продукции должна содержать сведения о массе нетто, то есть массе продукции без массы глазури;
- согласно ГОСТ Р 51493-99 «Государственный стандарт Российской Федерации. Рыба разделанная и неразделанная мороженая. Технические условия» масса нетто глазированной рыбы должна быть указана без учета массы глазури;
- согласно ст. 10 Закона о защите прав потребителей, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Следовательно, цена развесной глазированной рыбы определяется по весу нетто без глазури, то есть по чистому весу товара; при ином подходе потребителю продается глазурь по цене покупаемой им рыбной продукции.
ВC РФ согласился с тем, что глазированная рыба продается магазином вразвес, а не поштучно, соответственно цена на такой товар, в соответствии с установленными правилами, определяется по весу нетто и без глазури. В передаче жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано (определение ВС РФ от 5 февраля 2018 г. № 309-АД17-21865).
Таким образом, вся мороженая глазированная рыба «на развес» должна взвешиваться так, чтобы весы определяли: отдельно – массу самой рыбы, отдельно – массу глазури, в которую эта рыба запрятана. Дабы уберечь потребителей от приобретения неоправданно дорогой ледяной глазури. Между тем, в рознице – в том числе, в секциях самообслуживания, – частенько бывает наоборот.
Возможно, «выходом» для ритейла станет взвешивание глазированной рыбы сразу с 5% «скидкой» – это максимально разрешенная масса ледяной глазури.
Отметим, что другой магазин этой же сети был наказан за сходное нарушение: мороженое глазированное филе минтая было промаркировано «недостоверной» информацией о массе нетто: хотя на маркировке и была указана «масса нетто», но при этом сведения о массе тары и массы снега, глазури, бумаги, защитного покрытия отсутствовали.
Роспотребнадзор, внимательно рассмотрев маркировку, пришел к выводу – определить фактический вес нетто можно только вычитанием из массы брутто массы тары, снега, глазури, бумаги, защитного покрытия, а раз такой информации нет, то достоверно посчитать массу рыбного филе не получится. А значит, информация о весе нетто продукта является недостоверной.
Нарушение было квалифицировано по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований техрегламентов, в частности, TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки). Суд отказался признать нарушение малозначительным, штраф составил 100 тыс. руб.
ВC РФ ожидаемо отказал в передаче жалобы по этому делу в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ и отметил, что раз информация о массе снега и глазури отсутствует, то установить фактический вес нетто не представляется возможным.
Источник: garant.ru