В связи с рoстoм бeспризoрникoв и жилищными прoблeмaми вo всeм Eврoпeйскoм сoюзe сeйчaс, кaк никoгдa рaнee, нa Eврoкoмиссию вoзлoжeнa миссия устрaнeния oгрoмнoгo рaзрывa в oбщeствe и зaбoтe o нaибoлee уязвимыx грaждaнax пишeт Chloé Serme-Morin.
Xлoя СEРМE — Мoрeн — сотрудник по проектам в ФЕАНТСА.
В рамках Европейского союза, который борется за переосмысление своей роли, проблема отчуждения жилья и бездомности является колоссальной проблемой. Используя новейшие данные Евростата можно понять, что бездомность и отчуждение жилья в Европе уже является чрезвычайной проблемой.
Этот вопрос затрагивает все государства-члены, а не только тех, которые борются с финансовым кризисом. Такие страны, как Соединенное Королевство и Нидерланды, относятся к числу тех стран, положение которых ухудшилось после первого обзора жилищного отчуждения в Европе. По сути, Соединенное Королевство в настоящее время занимает 20-е место из 28, а недоступный рынок жилья выходит за бедные и средние слои населения. В Германии 16% людей тратят более 40% своего дохода на жилье (известное как перегрузка жилищных расходов)- хуже ситуация только в Греции. В Румынии 1 из 2 человек проживает в переполненных помещениях, а в Греции 95% граждан живут в стесненных условиях.
Во всех странах ЕС молодые люди в большей степени уязвимы в отношении непомерных расходов на жилье, переполненности и суровых лишений жилья, чем остальное население. Для молодых бедняков по всей Европе ситуация становится невыносимой, причем 65% в Германии, 78% в Дании и 58% в Соединенном Королевстве тратят более 40% своего располагаемого дохода на жилье. Средний показатель в ЕС составляет 48%.
В целом люди, живущие ниже порога бедности, все чаще находятся на обочине частного рынка арендной платы, чем в случае систематического отсутствия доступного жилья. Число выселений резко возросло после кризиса ипотечного кредитования в 2008 году с катастрофическим положением в Греции. Во всех европейских странах граждане, не являющиеся членами ЕС, гораздо чаще сталкиваются с чрезмерным бременем и переполненностью жилищных расходов, чем граждане ЕС.
Во всех странах растет бездомность, за исключением Финляндии, а такие крупные города, как Лондон, Париж, Брюссель, Дублин, Вена, Афины, Варшава и Барселона, находятся под напряженностью возможного всплеска бездомности. В Лондоне число семей, находящихся в пунктах временного размещения увеличилось с 2010 года на 50%, а в Копенгагене-с 2009 года на 75% увеличилось количество бездомных среди молодежи. С 2013 года в Варшаве увеличилось на 37% число людей, которые спали в необработанных или чрезвычайных приютах и, возможно, наиболее шокирующим из всех, 1-70 человек в Афинах остались без крова, большинство с 2011 года.
Уже существуют инструменты, необходимые для решения проблем, связанных с отчуждением жилья и бездомностью в Европе. На европейском уровне сети, объединяющие различные органы-местные, региональные и национальные правительства, НПО, коллективы гражданского общества, научно-исследовательские органы, европейские финансовые учреждения, активно поддерживают партнерские отношения, направленные на содействие обеспечению доступа к жилью для всех, что является устойчивым ориентиром в будущем. Механизмы, созданные Европейской комиссией, такие, как повестка дня для городов ЕС или Европейская основа социальных прав, могут выступать в качестве защитников для осуществления права на жилище.
ЕС и государства-члены должны поставить ликвидацию бездомности на первое место в своих программах социальной политики. Меры по борьбе с бездомностью должны учитываться при разработке и осуществлении соответствующей секторальной политики, включая молодежь, гендерную проблематику, миграцию и интеграцию . ЕС и государства-члены могут и должны действовать в целях обеспечения соблюдения социальных прав.