Юристы прoaнaлизирoвaли прoeкты зaкoнoв o нaлoгooблoжeнии бoгaчeй
Aнaлитикa прaвoпримeнeния
С 2019 гoдa мoжeт быть ввeдeнo oбязaтeльнoe eжeгoднoe дeклaрирoвaниe дoxoдoв физичeскими лицaми, кoтoрыe пoпaдут в кaтeгoрию нaлoгoплaтeльщикoв с высoкими дoxoдaми сoглaснo прeдлaгaeмым зaкoнoпрoeктaм.
19 июля 2018 двa ключeвыx зaкoнoпрoeктa вoшли в пoвeстку дня зaсeдaния Прaвитeльствeннoгo кoмитeтa пo вoпрoсaм экoнoмичeскoй, финaнсoвoй и прaвoвoй пoлитики, рaзвития тoпливнo-энeргeтичeскoгo кoмплeксa, инфрaструктуры, оборонной и правоохранительной деятельности:
1) проект закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно критериев определения лиц с высокими доходами»;
2) проект закона Украины «О внесении изменения в статью 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» относительно критериев определения лиц с высокими доходами».
Оба законопроекта разработаны Минфином с целью уменьшения уровня уклонения от уплаты налогов среди плательщиков с высокими доходами.
В первую очередь следует рассмотреть критерии, предложенные в законопроекте: лицом с высокими доходами признается физическое лицо — резидент, соответствующее одному из следующих критериев:
а) является конечным бенефициаром (контролером) крупного налогоплательщика;
б) прямо или косвенно владеет 10 и более процентами в уставном капитале или правами голоса приобретенных акций (долей) юридического лица, являющегося налоговым резидентом другого государства с доходом за предыдущий налоговый (отчетный) год 10 и более миллионов евро;
в) общий годовой налогооблагаемый доход за предыдущий налоговый (отчетный) год превышает 50 млн гривен.
Максим Капелист
Первая редакция законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно критериев определения лиц с высокими доходами» появилась в конце 2017 года, а в апреле 2018 года был обнародован доработанный законопроект.
Государственная регуляторная служба Украины негативно высказалась в адрес первой редакции законопроекта, отметив в своем решении об отказе в согласовании регуляторного акта от 14.02.2018, что расширение полномочий органов ГФС, в том числе право запрашивать банковскую информацию в отношении всех без исключения налогоплательщиков, несоразмерно заявленной цели учета физических лиц с высокими доходами, а также ликвидирует один из главных институтов в сфере банковского права — охрана банковской тайны.
Таким образом, из текущей редакции были исключены изменения в Налоговый кодекс Украины, которые предусматривали право контролирующего органа получать, по сути, банковскую информацию не только о состоятельных физических лицах, но и о рядовых гражданах.
Анастасия Нгуен
Тем не менее, законопроекты предусматривают изменения в пункт 4 части первой статьи 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», устанавливая право налоговых органов по письменному требованию получать информацию об остатке средств на счетах конкретного физического лица с высокими доходами на конкретную дату, а также по операциям списания и/или зачисления на счета такого лица за конкретный промежуток времени. В целом это соответствует мировой тенденции по расширению прав доступа контролирующих органов к финансовым операциям граждан любых стран.
Напомним, что на данный момент налоговые органы имеют доступ только к сведениям о наличии или отсутствии банковских счетов, а к сведениям об обороте средств — только по решению суда.
Из законопроекта не очевидно, каким образом налогоплательщик впервые попадает в категорию лиц с высокими доходами, происходит ли это автоматически или по заявлению налогоплательщика, а также не предусмотрена процедура утраты такого статуса. Предусмотрено лишь, что в Государственный реестр физических лиц — налогоплательщиков вносятся сведения об отнесении физического лица к данной категории и сведения об исключении из данной категории. Таким образом, четко не определен механизм внесения и исключения из категории физических лиц с высокими доходами. Оценивая сложности электронного декларирования чиновниками, которые касались определения того, относятся ли конкретные лица к категории, обязанной декларировать, можно прогнозировать, что критерии и механизмы в отношении лиц с высокими доходами окажутся недостаточно четкими.
Исходя из существующей презумпции того, что налогоплательщик обязан стать на учет и сообщать обо всех объектах налогообложения (пункт 63.3 статьи 63 Налогового кодекса Украины), полагаем, что лицо должно будет самостоятельно определить свой статус путем подачи декларации об имущественном состоянии и доходах.
Отдельно отметим большой срок допустимой проверки и строгость санкции. Если стандартный срок, в течение которого может быть проведена проверка налогоплательщика, составляет 3 года, а при трансфертном ценообразовании — 7 лет, то в данном случае предлагается закрепить в Налоговом кодексе Украины право контролирующего органа провести проверку и самостоятельно определить сумму задолженности в течение 10 лет (3650 дней со дня граничного срока подачи декларации).
Кроме того, законопроект предусматривает штраф за несвоевременное предоставление годовой налоговой декларации в размере 10 % от суммы начисленного налога на доходы физических лиц.
Отметим, что инициирование данных изменений относительно лиц с высокими доходами связано с выполнением Стратегии по реформированию системы управления государственными финансами на 2017 — 2020 годы, утвержденной распоряжением КМУ от 24.05.2017 г. № 415-р. Так, урегулирование налогообложения лиц с высокими доходами должно позволить активнее сотрудничать в рамках инициативы ОЭСР по реализации плана противодействия стратегиям и практикам размывания базы и вывода прибыли из-под налогообложения, известного как план BEPS. Частью данного плана также является автоматический обмен фискальной информацией между Украиной и другими государствами.
Напомним, что на днях, 24 июля 2018 года, Украина также присоединилась к Многосторонней конвенции о выполнении мер, касающихся соглашений о налогообложении, для противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли (Многосторонняя конвенция MLI). Этот документ после ратификации позволит одновременно внести изменения во все или в отдельные действующие конвенции об избежании двойного налогообложения.
Как видим, Украина активно присоединяется к борьбе с размыванием базы налогообложения и выведением прибыли, что соответствует мировой практике.
Однако установление дополнительных требований в отношении лиц с высокими доходами не входит в перечень обязательных шагов плана BEPS, а соответствие данных законопроектов базовым принципам защиты налогоплательщика от неопределенности законодательных требований вызывает сомнение.
Максим Капелист, ассоциированный партнер ЮФ «Юрлайн»
Анастасия Нгуен, юрист ЮФ «Юрлайн»