Извeстный ширoкoму зритeлю прeждe всeгo кaк aвтoр сцeнaрия лиричeскoй кoмeдии «Я шaгaю пo Мoсквe» Гeннaдий Шпaликoв — одна изо самых трагических фигур отечественного киноискусство, символ поколения «оттепели», воодушевленного надеждами держи создание нового киноязыка, свободного ото штампов советского кинематографа. Надежды сии быстро разбились о цензурные придирки, а следы шестидесятнических романтических иллюзий ощущаются (как) будто маленький и короткий, но все а глоток свежего воздуха, в стихах, песнях и сценариях Шпаликова, в фолиант числе и нереализованных. Сегодня, 6 сентября ему могло бы проиграться 85 — «Известия» вспоминают одного с главных героев яркой и сложной эпохи 1960-х.
Молодец под спудом
Удивительно не в таком случае, как мало сценариев Шпаликова, кто еще во время учёбы вот ВГИКе считался гением, добралось до самого экрана, — более удивительно, что какие-ведь из его замыслов всё-таки посчастливилось реализовать, пусть даже не всякий раз в первоначальном виде. Свободолюбие шпаликовских сценариев, стихов, прозы расходилось отнюдь не только с принципами социалистического общежития и советским строем, зато хорошо и «оттаявшим» в 1960-е. Думается, таким а неуместным и подозрительным его творчество могло явиться в любом крепком стабильном социуме, вдоль отношению к которому шпаликовские персонажи гус выступают как нечто тревожное своей непредсказуемостью, мутно опасное и деструктивное. Ими движет никак не похвальное желание занять достойное местеч в обществе, а наоборот — стремление освободиться ото этого места, превращающего человека в механическую функцию, безлюдный (=малолюдный) дающего задуматься о настоящем смысле существования, не вдруг омертвляющего личность.